Вот и пролетели три приуготовительные Недели, и мы отметили сегодня, в последний воскресный день накануне Великого поста, Неделю сыропустную (сырную), Адамово изгнание и Прощеное воскресенье.
Неделя сыропустная – потому что совершается заговение на сырную и молочную пищу.
«Адамово изгнание» – потому что что само богослужение посвящено воспоминанию создания человека, его падению и изгнанию из рая.
А Прощёным воскресением этот день называется в православному быту, потому что вечером совершается Чин прощения.
Какая же взаимосвязь между грехопадением Адама, изгнанием его из рая и Великим постом? Она в том, что заповедь о посте (запрет есть плоды всего лишь одного конкретного дерева) была первой заповедью, которая была дана человеку. Адам эту заповедь нарушил и был изгнан из рая, лишился всех благ, которые были даны Ему Богом. И в синаксаре Недели сыропустной есть такие слова:
«Адам единожды не постился, довелось и нам много пострадать, предлагается ныне, при вступлении в Святую Четыредесятницу, воспоминание сего события, дабы мы, памятуя, какое великое зло внесено в мир непощением, поспешили радостно возложить на себя пост и блюсти его».
Тема евангельского чтения этого воскресения – это тема прощения ближних. Господь говорит нам: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14-15).
В своей воскресной проповеди настоятель храма отец Евгений, обращаясь к прихожанам, особенно отметил, что Великим постом нам открывается великое сокровище богослужений. Святые отцы своими трудами проложили нам дорогу, и наша задача – полноценно участвовать в богослужениях Великого Поста, пропитанных покаянными псалмами, песнопениями, библейскими чтениями. Это действительно пир духовный, пир покаяния. Отец Евгений посоветовал прихожанам как можно чаще быть на Великопостных богослужениях, вникать в каждое песнопение, в каждую молитву, пропускать всё это через себя, вслушиваться всем сердцем в слова молитв, в то, что читается и поётся на службах.
Завершилось это воскресение Вечерней с Чином прощения. Храм уже облачен по-постному, в темно-фиолетовые покровы, цветные лампадки заменены темно-синими.
Отец Евгений совершил вход с кадилом, за которым пелся великий прокимен: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю» (Пс.68). Далее были пропеты великопостные тропари с великими поклонами и прочитана молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…».
В своем напутственном слове на Великий пост настоятель храма отец Евгений поздравил многочисленных прихожан с Великим и спасительным постом, Святой Четыредесятницей:
«Святые отцы говорят, что этот пост есть десятина для Бога от всего года. И мы призываемся Богом, призываемся Святой Церковью отдать десятину своего времени, своих сил, своей жизни в конце концов для Бога, полностью посвятить это время Богу, молитве, покаянию, спасению своей души. Несмотря на то, что в пост всё меняется, в том числе и убранство храма, и строй богослужений, на первый взгляд это кажется унылым, но на самом деле седьмичные постовые богослужения исполнены покаянной радости. Мне кажется, что самое главное, что Пост — это время очень большого взаимного доверия, доверия между Богом и человеком и человеком и Богом. Господь нам доверяет действительно то, что мы будем Ему верны. В храме прекращаются торжественные богослужения, и если в Пост ты останешься верным Богу, то это настоящая верность Ему».
Отец Евгений поделился с прихожанами своими мыслями о прощении:
«Мы часто говорим о прощении от лица прощающего человека, то есть от первого лица. Например, часто говорим о том, что я должен кого-то простить, это сделать трудно, как кого-то простить, когда я не могу и так далее. Но почему мы никогда не говорим о той ответственности, которая ложится на каждого из нас, когда нас простили? Давайте не будем просто говорить о том, как бы мне кого-то простить, а я не могу это сделать, мне трудно, а по-другому поставим вопрос: если меня простили, насколько это на меня налагает ответственность, насколько мне оказали доверие, что меня простили? Я прошу прощения, и меня прощают – вот какая великая ответственность! Так разве можно мне после этого жить как прежде? Ну конечно, нет, если по-настоящему в это вдуматься. Каждый из нас должен понять, что меня простили, и поэтому человек мне поверил, он в меня поверил, что я изменюсь, что я не буду, как прежде, неправильно себя вести. Я хочу пожелать, чтобы мы сегодня об этом подумали. Меня простили, и какая на меня возлагается при этом ответственность. И Бог нас прощает, и какая при этом возлагается ответственность, что Сам Господь меня прощает, и поскольку меня простили, в меня снова поверили, мне доверились этим прощением, я не имею права вести себя как прежде. И надо быть более внимательным к себе, чтобы не повторять этих грехов и этих ошибок и по отношению к ближнему, и по отношению к самому себе, и по отношению к Богу».
Отец Евгений испросил прощения у причта и прихожан. «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови» – прозвучало в ответном слове. Затем прихожане храма подходили к отцу Евгению, отцу Сергию, отцу Василию и, целуя честный Крест, испрашивали прощения, целовали иконы Спасителя и Божией Матери.
«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный».
Поздравляем всех с началом весны духовной – Великого поста, и да поможет всем нам Господь провести его душеспасительно, в великом терпении и самоотвержении.
Ждём всех на предстоящей неделе в нашем храме на Великопостные службы, прежде всего на чтение Великого Покаянного Канона Андрея Критского, без которого невозможно представить себе начало Великого поста.





