Спасу нашему на всяк день учащу Своим гласом, писания услышим о блудном, и целомудренном паки. И сего верою подражаем доброе покаяние, Ведущему тайная всех, смирением сердца воззовем: согрешихом Ти, Отче Щедрый, и никогдаже достойни есмы нарещися чада, якоже прежде; но, яко естеством сый человеколюбив, Ты приими и сотвори мя, яко единаго от наемник Твоих (Икос канона на утрени в Неделю о блудном сыне)
Продолжается подготовка к Великому Посту, и вот мы уже вступили во вторую подготовительная неделю. Она называется Неделей о блудном сыне. Именно эта притча читается во время воскресной Литургии.
На службе Всенощного бдении этой субботы хор нашего храма первый раз в этом году перед чтением Евангелия исполнил песнопение стихиры на 136-й псалом («На реках Вавилонских…»). Эта же стихира поется на Всенощном бдении перед Неделей мясопустной и Неделей сыропустной.
Раннюю Божественную Литургию Недели о блудном сыне совершил протоиерей Сергий Гладких, а позднюю настоятель иерей Евгений Щенников в сослужении с иереем Василием Ляхом.
В евангельском чтении сегодня звучала одна из самых известных притч Спасителя о блудном сыне. В ней со всей ясностью излагается история Божия домостроительства о спасении человеческого рода, показан страшный путь отпадения человека от Бога в рабство страстей, собственным горьким опытом познающего гибельную силу греха.
Отеческия славы Твоея удалихся безумно, в злых расточив еже ми предал еси богатство. Темже Ти блуднаго глас приношу: согреших пред Тобою, Отче щедрый, приими мя кающася и сотвори мя яко единаго от наемник Твоих»– поётся в кондаке Недели о блудном сыне
Объяснению евангельской притчи о блудном сыне была посвящена проповедь настоятеля отца Евгения Щенникова:
«В притче даны яркие образы. Например, имение — это то, что Господь нам даёт. Это не деньги, здесь имеется в виду здоровье, жизненные силы, способности, таланты, энергия человеческая – то, что помогает жить человеку, что заставляет его не просто существовать, а, радоваться, совершенствоваться, жить полноценной жизнью. Грех выматывает человека, человек становится как тряпка. Вроде бы человек ещё и молодой, а ни на что уже не способен, ничего сам не хочет. В этой притче очень образно показано такое состояние: человек так низко упал, что стал хуже, чем свинья. Но сын пришёл в себя, то есть опомнился, и подумал: «Сколько у моего отца работников, которые живут лучше меня! Да, я всё промотал, я ничего не достоин, пойду, попрошу прощения, вдруг отец смилуется надо мной». Сын по-настоящему приносит покаяние. А отец себя очень мудро ведёт. Он не спрашивает, как жил сын, получилось у него то, что он хотел или нет. Отцу это неважно. Главное, что его сын действительно оказался жив. Был как мёртвый и ожил, был пропащий и нашёлся. И отец восстанавливает сына во всём достоинстве, надевает ему на руку кольцо- символ власти, ставит сына снова рядом с собой.
Ещё один яркий образ притчи – это старший сын. Он говорит отцу: «Почему же так, я столько лет тебе работаю, и ты мне ничего не даёшь, чтобы я мог какими-то благами земными насладиться? А младший брат такой-сякой, а ты встречаешь его с такими почестями! Отец говорит здесь очень мудрые слова: «Подобает радоваться, потому что брат твой был мёртвый и ожил, был пропащим и нашелся. И ещё: «Чадо, что моё, то твоё». Вот, наверно, самые ключевые слова этой притчи. Каждый человек, который внешне ничем не согрешает против Бога, внешне соблюдает все Его заповеди, может Бога в чём-то обвинить. Он вроде бы старается, ходит в храм, соблюдает посты, молится, много чего себе не позволяет, потому что заповеди Божии запрещают, а живёт, как все остальные. И часто возникает какой-то ропот на Бога: «Господи, мы Тебе верны, но чем мы отличаемся от всех остальных? Также болеем, страдаем, терпим лишения в чём-то». А Господь нам на наш внутренний ропот отвечает: «Чадо, всё Моё это твоё. Я тебе уготовал гораздо больше, чем ты ожидаешь и можешь себе помыслить. Я уготовал тебе Царство Небесное, а ты жалуешься, что тебе чего-то не хватает на земле».
Если Господу будет нужно, Он даст, но будет ли это человеку полезно, не получится ли так, как было у младшего сына? В этом персонаже – старшем сыне, мы видим себя со всех сторон. Мы должны на самом деле Бога благодарить за то, что Он всегда даёт нам самое необходимое.
Пусть в этот день каждый из нас подумает о том, что нужно вернуться к Богу. По большому счёту каждый из нас как блудный сын, потому что любой какой-то соблазн нас уже одолевает, и мы готовы уйти. Например, нас просто заповеди часто сдерживают в рамках каких-то. А если положить руку на сердце каждому человеку и просто себя честно спросить: допустим, если бы здесь не было какого то запрета в этой заповеди, если бы эта заповедь не запрещала, если бы это можно было сделать, как бы я поступил? Ведь мы часто просто боимся заповедь нарушить, а если бы можно было делать бы это, мы бы это сделали, какой-то грех. То есть у нас нет настоящей верности Богу. Мы работаем из-за страха, из-за страха наказания чаще всего. А нет именно настоящей верности, о которой нам святые отцы говорят, что есть степень верности раба, когда человек боится наказания, и поэтому заповеди Божии исполняет; есть степень наёмника, когда человек ради награды старается Богу угодить; и есть степень сына, когда человек не из-за наказания, не из-за страха, не ради награды Богу работает, а именно потому, что любит Бога по настоящему. В каждом из нас есть этот блудный сын, какое-то его проявление. И поэтому каждому из нас нужно приходить в такое состояние, когда мы будем не из-за страха Богу работать, не из желания получить какую-то награду от Бога, а просто потому, что будет в сердце искренняя любовь Богу. Помогай во всем этом нам Господь».
И так радостно отметить, что в День Господний, после Литургии, когда ликует душа и сердце преисполнено благодарности Богу за Его милость к нам, блудным сынам и дочерям, наши прихожане остаются после службы, чтобы песнопениями искренне прославить Бога, Богородицу и святых:


