«…я́ко ви́деста очи мои спасение Твое́, е́же еси́ угото́вал пред лице́м всех люде́й, свет во открове́ние язы́ков, и славу людей Твоих Израиля». (Сретение Господа нашего Иисуса Христа)
Сретение Господне — один из двунадесятых праздников, который отмечается 15 февраля (2 февраля по старому стилю). Он завершает цикл зимних двунадесятых праздников.
Событие Сретения описано в Евангелии от Луки (Лк. 2:22–40), когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли Младенца Христа в Иерусалимский храм, где Его встретили старец Симеон и пророчица Анна.
Богословское значение праздника Сретения следующее:
– Во Встрече (Сретении) Богомладенца с праведным Симеоном Богоприимцем символично усматривается встреча двух эпох: ветхозаветной и новозаветной;
– во время встречи праведный Симеон подтвердил, что Богомладенец есть Истинный Христос;
– празднованием Сретения Господня исповедуется, что как Христос во исполнение закона был «посвящен» Богу как первенец (по человеческому естеству), так и все мы, искупленные через Его Страдания и смерть, должны посвящать себя Богу, помня, что «мы уже не свои» (1Кор.6:19-20).
Накануне праздника в нашем храме при большом стечении молящихся прошло праздничное Всенощное бдение. Были прочитаны паремии, канон праздника, который раскрывает духовный смысл встречи Христа с человечеством, пропет тропарь и канон праздника. Примечательно, что тропарь праздника Сретения адресован не к Самому Спасителю, а к Пречистой Деве Марии и праведному Симеону Богоприимцу: «Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия́ Солнце правды, Христос Бог наш, просвеща́яй су́щия во тьме; весели́ся и ты, ста́рче праведный, прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших, да́рующаго нам воскресе́ние».
После прочтения Часов перед началом Литургии был совершен чин освящения свещей («Чин благословения свещ на Сретение Господне»). Эти свечи символизируют свет Христов, который просвещает мир. Принесенные в этот день домой сретенские свечи возжигают во время молитвы, как и другие свечи, освященные в иные дни. Святой праведный Иоанн Кронштадтский советовал: «Твоя свечка как бы жертва всесожжения Господу; да будет же она дар Богу от совершенного сердца».
Божественную Литургию в сам праздник Сретения Господня возглавил настоятель храма отец Евгений Щенников в сослужении с отцом Сергием. В этот день в храме было много причастников, что очень радует! По окончании Божественной литургии было совершено славление празднику.
В своей праздничной проповеди отец Евгений отметил, что
«Сегодня по-новому звучит всем хорошо известная молитва Симеона Богоприимца: «Ны́не отпуща́еши раба Твоего, Владыко, по глаго́лу Твоему, с миром; я́ко ви́деста очи мои спасение Твое́, е́же еси́ угото́вал пред лице́м всех люде́й, свет во открове́ние язы́ков, и славу людей Твоих Израиля» (Лк.2:29-32).Праведный Симеон приемлет на руки Младенца Христа и говорит эту молитву, которая у него родилась мгновенно, родилась из глубины души, была таким воплем духовным. Он очень долго ждал этой встречи, и эта молитва у него вырвалась из глубины сердца, это были те слова, которые он давно хотел сказать Богу. И эта молитва глубоко богословская. Он исповедует то, что вот этот самый Младенец, Которого он только что увидел сейчас впервые в жизни и узнал Духом Святым в Нём Сына Божиего – как раз Он и есть спасение всему миру. И какого-то другого спасения не было, нет и не будет, кроме этого спасения. Кроме спасения, совершаемого во Христе и вместе со Христом, ибо Он наш Спаситель. Какого-то другого спасения вне Христа представить себе совершенно невозможно, а если кто-то такое спасение себе представляет вне Христа и без Христа, как говорит апостол Павел, «да будет анафема».
Сегодняшний праздник нас учит многому, если мы будем вдумываться в каждое евангельское слово, прозвучавшее сегодня. Старец Симеон был олицетворением Ветхого Завета, а Младенец Христос олицетворение Нового Завета, эти два завета встречаются, старое время проходит, заканчивается время Ветхого Завета. Но не просто только в этом дело. А ещё когда мы встречаем Христа, должно закончиться в нас всё ветхое. В каждом человеке с приходом Христа, со встречей Христа – с Крещением человека заканчивается всё ветхое. Когда нас крестили, помните, мы говорим: «Отрекаюсь от сатаны, и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его». Ветхое в человеке – это есть гордыня человеческая, мать всех пороков, самость человеческая, когда человек думает в первую очередь о себе. И, наверное, так и мир существует, к сожалению, что каждый человек имеет какой-то инстинкт самосохранения, и часто для того, чтобы в этом мире существовать, человек привыкает ко греху, потому что с грехом легче достичь благ этого мира. И человек укрепляется, идёт наперекор заповедям Божиим. Но мы говорим, что отрекаемся от дьявола, от гордыни его и сочетаемся Христу, сочетаемся Христу и Его заповедям. Мы должны знать эти заповеди Божии, заповеди Христовы, они простые: «Возлюби Бога всем сердцем твоим и душою твоею, и возлюби ближнего твоего как самого себя».
Накануне праздника в нашем храме при большом стечении молящихся прошло праздничное Всенощное бдение. Были прочитаны паремии, канон праздника, который раскрывает духовный смысл встречи Христа с человечеством, пропет тропарь и канон праздника. Примечательно, что тропарь праздника Сретения адресован не к Самому Спасителю, а к Пречистой Деве Марии и праведному Симеону Богоприимцу: «Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия́ Солнце правды, Христос Бог наш, просвеща́яй су́щия во тьме; весели́ся и ты, ста́рче праведный, прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших, да́рующаго нам воскресе́ние».





