22 февраля. Вселенская (мясопустная) суббота

22 февраля 2025 года в Православной Церкви, за неделю до начала Великого поста, в день перед Неделей (воскресеньем) о Страшном суде, отмечается особый день поминовения усопших – Вселенская родительская (мясопустная) суббота.

Вселенская – потому что в этот день поминаются усопшие чада всей Вселенской Православной Церкви. Церковь за всех них молится в эту субботу, когда бы и в какой бы стране они ни жили.

Мясопустной она называется, потому что предшествует Мясопустной Неделе (воскресенью перед Масленицей).

Родительской она именуется, потому что родители –это самые близкие нам люди. Но молимся не только за родственников. Поминовение усопших — это выражение нашей любви к тем, кто ушел из земной жизни. Мы помним их, молимся за них и тем самым сохраняем связь с ними.

Накануне, в пятницу вечером в нашем храме был совершен парастас — особое заупокойное богослужение, на котором была прочитана 17-я кафизма Псалтири (непорочны) и заупокойные тропари.

«Глубочайшей мудростью человеколюбиво всем управляющий и полезное всем подающий, Единый Создатель, упокой, Господи, души рабов Твоих, ибо на Тебя они надежду возложили, Творца, и Промыслителя, и Бога нашего» (перевод со церковнославянского)– поётся в заупокойном тропаре.

А в саму субботу после Божественной Литургии, которая прошла при многочисленном стечении молящихся, была отслужена панихида, после которой настоятель храма отец Евгений Щенников обратился к прихожанам с проповедью:

«Мы сегодня пришли в гости к нашим усопшим. Многие люди считают, что в гости к ним приходить можно только на кладбище, и когда мы приходим на кладбище их навестить, с одной стороны, это правильно. Но в гораздо большей степени мы их навещаем, когда приходим в храм на эти заупокойные богослужения, которые называются родительскими днями. Мы вспоминаем всех родителей и прародителей умерших, и которых мы знали, и которых мы не знали, и не знаем, мы сегодня вспоминаем и тех, кого знали лично, и может быть тех, о ком просто слышали, и даже о ком и вовсе не слышали. Это, несомненно, доброе дело, которое мы делаем нашим усопшим, что мы о них помним.

Сегодняшняя Родительская суббота особенная, она перед Неделей о Страшном Суде. Завтра мы будем вспоминаем события Страшного Суда, а сегодня мы поминаем усопших. Это означает то, что перед Вторым пришествием Христа, пока ещё этот мир стоит, пока ещё Господь вновь на землю не пришёл, чтобы судить живых и мертвых, дана благодать такая Церкви вымаливать усопших, то есть менять их участь. Господь дал эту благодать Своей Церкви и каждому из нас, чтобы молиться и вымаливать усопших. Если даже какой-то человек не спас свою душу и умер без покаяния, или умер без веры вовсе, только Бог рассудит всё это, только Бог Судия всех живых и мёртвых. Мы не можем всё это своим умом рассудить. Один суд человеческий, и другой Суд Божий. Как говорил один из святых подвижников: когда я попаду в рай, я удивлюсь трём вещам: во-первых, почему я там оказался по моим грехам; во-вторых, что я там увижу тех, кого не ожидал там вовсе встретить; а в-третьих, не встречу тех, кого действительно ожидал увидеть. И как отстоит небо от земли, так отстоит суд человеческий, размышления человеческие от Суда Божиего.

 Так вот сегодня мы совершаем эту Великую родительскую заупокойную поминальную службу в преддверии Недели о Страшном Суде. Почему он Страшный? Потому что это окончательный суд, во-первых. Во-вторых, суд нелицеприятный, там невозможно будет как-то откупиться, невозможно будет кого-то обмануть, невозможно будет на кого-то надеяться. В католичестве есть католическое учение о чистилище. Оно заключается в том, что в том мире душа человека может тоже очиститься от грехов, и если душа ещё как бы не совсем спаслась, то там ещё для неё будут условия, где она может, пройдя некое чистилище, очиститься от грехов. Конечно, такое учение не может быть православным, потому что это есть ничто иное, как потакание греху. Таким образом человек может подумать, что если здесь я ещё недостаточно приложил усилий ко спасению своему, ещё можно наверстать упущенное на том свете, там ещё можно этот путь закончить. Но православие такое учение отвергает. Потому что только здесь можно уже быть или с Богом, или не быть с Богом. Мы должны следовать православному вероучению, которое заключается в том, что человек уже вступил в вечную жизнь. Мы здесь на земле уже стоим на пороге вечности. и будущая жизнь – это продолжение нашей внешней земной жизни. Нужно быть здесь со Христом, с Богом, чтобы вечности сподобиться с Ним вместе быть. И человек, который на земле отвергает Христа, отвергает спасение, ему в вечности будет очень неудобно находиться вместе с Богом. Ад – это не просто какое-то место наказания, это место для тех людей, которые сами Бога отвергли, это место, где нет Бога. Человек, который на земле живёт без Бога, он уже в аду живёт, и там только продолжение этого ада, уже окончательная его стадия. А человек, который здесь с Богом, он уже в раю. Господь говорит:» Царство небесное внутрь вас есть», и там уже полнота Царства Небесного наступает для человека. Вот это православное вероучение о будущей жизни и о воскресении мёртвых, что после воскресения мёртвых, после Второго пришествия наступит полнота для человека либо состояния блаженства, которое уже было на земле у него, либо такая страшная пустота ада. И Церкви дана благодать вымаливать души умерших. Мы не можем бросить в беде наших братьев, которые умерли без покаяния, это беда, которая их постигла. Может, мы не оказали этому человеку должного внимания, не поделились с ним своей верой, не зажгли в нём эту веру, были сами холодны, и человек, может быть, видя нас, остался холоден в своей вере, в его сердце любовь к Богу не зажглась. Может быть где-то и мы этого и не поняли, что это мы виноваты были в чём-то, что человек умер без покаяния, без веры, но вот так получилось. И Господь нам это даёт: на земле не смогли человека привести к спасению, молитесь за уже умершего, молитесь, чтобы он там уже спасся».

Давайте вместе со всей Православной Церковью помолимся «о всех, от Адама до днесь, усопших во благочестия в правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех… — внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения», и попросим Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния.

 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика